Есть такая литовская сказка. Голодный волк хотел напасть на овцу, но от голода не смог ничего сделать, ослабевший был. Подошел к волку пастух, начал его хлестать. А волк говорит: «Ты меня не бей, ты мне лучше поесть дай, я умираю». Пастух сжалился, дал волку полбуханки хлеба.
Тот хлеб проглотил и говорит: «Какая вкусная у вас, людей, еда. А как вы ее добываете?» — «Ну, слушай. Нужно землю вспахать…» — «И можно есть?» — «Не-ет, потом нужно засеять вспаханное…» — «И можно есть?» — «Нет, подожди, слушай. Потом нужно ждать и молиться, ведь если будет солнце, но не будет дождя — сгорит, а если будет дождь без солнца — сгниет. Молись и жди, пока растет». — «И можно есть?» — «Не-ет…» И дальше, вы понимаете, что волку объясняется весь процесс технологической обработки и он каждый раз взбрыкивает: «И что, можно есть?» Нельзя, еще очень долго. И вот, когда уже муку смололи, просушили, испекли и дали хлебу остыть — вот тогда можно есть.
Волк дослушал до конца и сказал: «Какая хорошая еда, но какая же трудная. Я буду, наверно заниматься тем же, чем и раньше». Трудная еда человеческая.
Ребенок тоже должен понимать, что булка в магазине — это очень трудная еда.
Историю булки нужно ребенку рассказать. Подошел, например, в супермаркете к лотку с хлебом и расскажи ему: «А ты знаешь, как это появляется?» Как зернышко в земле лежит, как оно вырастает, как наливается силой, как нужно вовремя урожай снять, провеять, обмолоть, отсеять плевелы от зерен, отвезти в нужное место, спрятать и так далее. Потом испечь, привезти в магазин. А нам надо заработать денег, чтобы этот хлеб купить.
Это длинная история, подавляющее большинство детей никогда не задумывается об этом. А что из человека может вырасти, если он таких элементарных вещей не понимает? Поэтому он и бросит хлеб на пол — подумаешь! Ты его начнешь по попе шлепать, а он даже не поймет, за что. «Хлеб — это святое!» — «А что в нем святого? Хлеб как хлеб». Значит, надо, чтобы кто-то рассказал ему, что это не просто хлеб, а очень тяжелая пища.
Человек ничего не может понять сам, если ему не рассказать. Как свет берется в квартире? Как одежду шьют? Как маме тяжело живется, когда она беременна? И так далее. Потому что без трудолюбия, без бережливого отношения к чужому труду не может быть христианина.
Священник Андрей Ткачев






