14 октября — Покров Пресвятой Богородицы

134

Чудесное событие произошло в 910 году в Константинополе (сейчас Стамбул), во время царствования императора Льва 6 Философа, прозванного так за любовь к книжной мудрости.

Столицу Византии осаждали полчища врагов, в любой момент способных ворваться в город, разрушить, сжечь его. Единственным прибежищем жителей стал храм, где люди в молитве просили у Бога спасения от варваров. В то время в храме был и святой юродивый Андрей со своим учеником Епифанием. И, вот, святой Андрей видит, как Сама Божья Матерь коленопреклоненно молится перед Господом о спасении народа. После чего подходит к Престолу и еще раз помолившись, снимает со Своей головы покрывало и простирает его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Тогда святой Андрей спрашивает у своего ученика Епифания: «Видишь ли, брате, Царицу и Госпожу всех, молящуюся о всем мире?». «Вижу, святой отче, и ужасаюся», – отвечал ему Епифаний. Так Богородица спасла Константинополь от разорения и гибели людей.

Особенность, даже парадоксальность праздника в его «непатриотичности». Разрушается ложный стереотип о том, что православие это некая национальная вера. Какое событие могло так сильно напугать жителей Константинополя? Около этого времени в Константинополь прибыло посольство из Киева от правителя Олега («Вещего»), незадолго перед тем совершившего дерзкий грабительский набег на Византийскую Империю. Опустошительные нашествия свирепых варягов Олега и ведомых ими славян крепко засели в памяти греков. События праздника описывают произошедшее с дружинами варяжских князей Аскольда и Дира.

Так почему же именно на Руси эти события в памяти верующего народа остались глубже, чем даже в памяти потомков чудесно спасшихся византийцев? О князьях Аскольде и Дире известно не только как о жестоких воинах и разорителях чужих земель. После неудачного похода в Константинополь, русы прислали императору Византии посла с просьбой направить в Киев христианского миссионера. Воинственным варягам стало интересно: что же это за Бог у греков, способный разметать сильнейшее войско? Некогда воинственные язычники-варвары Аскольд и Дир к концу жизни приняли крещение, также крестились и многие из их дружинников.

Поражение в военной кампании лишило русов материальных трофеев, но принесло им гораздо большее. Недаром, события времен Аскольда и Дира порой называют «первым крещением русов».

В 911 году мирный договор между Русью и Византией был подписан. Несмотря на то, что событие это произошло на Византийской земле, в греческий календарь этот праздник не вошел, но был принят и утвержден на Руси, благодаря святому князю Андрею Боголюбскому, сыну Юрия Долгорукого.

Таким образом в праздник Покрова Русская Православная Церковь празднует среди прочего и поражение славянского (языческого) оружия — оружия наших предков, силою Божьей и предстательством Пресвятой Богородицы. Поэтому этот праздник имеет такое большое миссионерское значение.

 Он говорит о том, что единство в вере стоит выше любых человеческих конфликтов, любых национальных стереотипов и антипатий. Именно понимание этой истины позволило русскому народу в 988 году принять православие и сделать праздник частью своей православной традиции.