5 октября в России отмечается День учителя. Преданность делу

160

ЗНАКОМЬТЕСЬ: УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ, УЧАСТНИЦА «АКТИВНОГО ДОЛГОЛЕТИЯ» РУМИЯ ХАФИСОВНА МОСКОВСКАЯ.

Мой педагогический опыт 40 лет. Сорок лет стажа распределились на две школы. Родилась в Туркмении, закончила  Республиканский Государственный университет. Предлагали остаться на кафедре. Из 150 человек была в пятерке защитивших диплом на «отлично». Но решила посвятить себя живой работе с детьми, учительству. Начинала там же, в Средней Азии. Отработала 10 лет. Следующие 30 лет отдала Дрезненской средней школе. Преподавала детям математику.

Из Туркмении уехала по состоянию здоровья. У меня больное сердце. По рекомендации врачей в 1985 году с семьей переехали в Московскую область. Один из моих одноклассников уже жил в столице, и я с мужем и сыном, перебралась поближе к нему. В Дрезне никого из родственников не было, но мы прижились здесь. Условия жизни были достаточно трудные – на подходе развал огромной страны, лихие девяностые. Но замечательный коллектив школы поддержал. Я сразу нашла друзей, которые стали родными людьми.

Решение стать педагогом возникло еще в школе – мне повезло с учителем математики. Лидия Ивановна Селиверстова. Я участвовала во всех олимпиадах: областных, республиканских, занимала победные места. После Университета вернулась в родную школу, два года работала предметником-математиком, потом мне доверили должность завуча.  Мой педагог по математике стала директором школы, а я  — ее заместителем. Здоровье, правда, не позволило долго быть завучем, но учительствовала я всегда. И никогда об этом не пожалела!

На малую Родину так и не довелось больше съездить – жара не совместима с больным сердцем. Но связь со своими одноклассниками я поддерживаю до сиз пор. У нас очень дружный класс!

Почему выбор пал на Дрезну? Тогда тоже были определенные лимиты на перемещение из республик. Супруг пошел в трудную отрасль —  сельское хозяйство. Совхоз «Орехово-Зуевский» (как известно, его штаб-квартира и все подразделения в Дрезне) обеспечил и пропиской, и жильем.  Городок нам очень понравился – тихий, коммуникабельный, люди добрые, замечательная школа. В Дрезне две школы, я попала в новую под номером один. (Раньше она была в «Дубах» – в дубовой роще, потом новое здание отстроили в современной части Дрезны). Дружный коллектив, во всем помогали друг другу. Я понимаю свою жизнь как Промысел Божий. В то время сын был совсем маленький, ходил в третий класс. Очень общительный мальчик, со всеми дружил, его не обижали, ко мне как к маме в школе никогда не бегал, хвостом не ходил.

В 60 лет по семейным обстоятельствам из-за болезни мужа я закончила свою педагогическую деятельность. Но окончательно с преподаванием не рассталась – дополнительно занималась с детьми своих учеников. Когда  мы переехали в Орехово-Зуево поближе к сыну, все мои ученики стали ездить ко мне в Орехово. И это продолжается до сих пор! Это все новые поколения моего первого выпуска в Дрезне, где я вела классное руководство. Моим ребятам сейчас по 49 лет!

Я с большой теплотой вспоминаю мой класс. Ученики были разные по характеру, поведению, способностям. Но особенность всех детей в том, что они заряжают нас, взрослых, своей энергией. Времена, какими бы трудными ни были, не отражаются на состоянии детства и юности — они так же дружат. Тогда школа, воспитывая коллективизм, этому очень помогала. Дети тянулись друг за дружкой. Коллектив как одна семья. Да и материальные возможности были примерно равные. Хотя возможностей для развития было большие, бесплатных секций. Дети много занимались спортом. Росли с любовью к школе, огромным уважением к учителям. Это уважение шло и передавалось ребятам от родителей. Учительство было в почете, в авторитете. К нам приходили с разными воспитательными проблемами и вопросами посоветоваться, узнать больше о своем ребенке. Всегда индивидуальный подход. Мы очень хорошо знали детей, потому что видели их  гораздо больше, чем родители, да и школа тогда помимо образования серьезно занималась воспитанием. Вот, заканчиваются уроки. Дети пообедали, и мы начинаем готовиться к разным мероприятиям. И так постоянно. Материал в книгах ищут, общаются между собою, все делают своими руками – украшают сцену, готовят выступления, стихи сочиняют — интернета тогда не было! Нам из школы уходить не хотелось! Мы там практически жили день и ночь. Домашним учителя надо обладать большой выносливостью! Для меня работа всегда была на первом месте. Всегда! Даже не задумывалась, что это приносит неудобство семье. С годами осознаешь, а тогда полностью отдавала себя школе и детям. И ни одной минуты об этом не жалею. Это моя жизнь!

До сих пор помню свой первый урок еще в Туркмении. Мне 22 года. Моя наставница, которая и проложила мне дорогу в математику, Лидия Ивановна, тогда была завучем. И мне было очень комфортно, что моя учительница меня поддерживает. Она была на моем первом уроке, поэтому он прошел очень хорошо. К тому же я дала свой первый урок в кабинете, в котором сама раньше училась. Это было так здорово! Преемственность — великое дело. Молодого специалиста всегда прикрепляли к более опытному. Человек только со студенческой скамьи,  ему в поддержку дают более знающего профессионала, чтобы ходил на уроки, контролировал, помогал. Тогда ведь не было методичек, сложно с тематическим планированием, специальной литературой, все делали сами вместе с наставником. Я потом до выхода на пенсию всегда была наставником, потому что знала, как это трудно прийти в большой коллектив, начать проводить уроки. ВУЗы такой широкой практики не дают. Нас выпускали со специализацией не  школьный учитель, а преподаватель математики в техникумах, институтах и т.д.

Цена учителя – цена его знаний. Университет дает эти знания. А завоевать авторитет ребят – это гораздо сложнее. Но молодой специалист на то и молодой, что ему легче найти общий язык с детьми. Мне сразу дали десятый класс. Мы почти ровесники, только пять лет разницы. Но ребята настолько меня уважали, что это вселяло большую уверенность в собственные силы. Все приходит с опытом, неизменным остается доверительное отношение к детям. Но должна быть субординация учитель-ученик. Еще про доверительные отношения. Они ведь и ученику вселяют уверенность в себя. Что есть в маленькой головке, должно развиваться. А если ребенок будет под страхом, ничего не выйдет. Страх убивает все. Начиная работать с новым классом, я всегда говорила: ничего не бойтесь, вас вызывают к доске не для наказания, а для обучения. Ребята не должны бояться учителя, но уважать и соблюдать дистанцию – должны. Когда ребенок чувствует себя свободным творчески, у него лучше развивается мышление. Его цель не оценка, а познание! Радостно, что у меня есть последователи, ставшие отличными учителями, в том числе и математики. Многие пошли в науку. Но особая гордость, когда мои бывшие ученики приводят ко мне своих детей. Я их считаю внуками.

Строить большую карьеру  – такого у меня никогда не было. Карьера всегда шла вслед за работой. Я просто жила школой! Даже уходя на пенсию в 60, даже при сложных семейных обстоятельствах и болезни мужа, я ездила на курсы повышения квалификации! Расти и совершенствоваться надо постоянно.

Что отличает сегодняшнюю школу от той, советской. Давайте лучше скажем, что их сближает – проверка знаний будь то в форме экзамена или ЕГЭ и ОГЭ. Если ребенок серьезно подходит к занятиям все 9-11 лет учебы, да еще не обделен способностями, то большой разницы между теми детьми и нынешними я и не вижу. Дети всегда дети! Есть ранимые, могут и заплакать, а есть такие, что игнорируют учителя. Но тогда было больше доверия и уважения к учителю. И уважения к ученику. Для меня извиниться перед ребенком никогда не составляло трудности, в этом нет унижения. Мы же все люди!

Сейчас в школе стало больше требований к ученикам и учителю. Возросла нагрузка, бумажно-цифровая отчетность, что сокращает общение с ребятами. Вспоминается один трогательный момент. Мои ребята были тогда шестиклассниками, по сути малыши. Но собрались, сами накрыли стол. Я работаю в соседнем кабинете и ни о чем не догадываюсь. А они меня и других учителей приглашают на торжество: стихи, выступления, концерт. Это меня поразило в самое сердце – как я сумела их сплотить. Мне всегда везло с ребятами. Есть, чем гордиться, что вспомнить! Учитель должен быть и хорошим предметником, и хорошим воспитателем, и хорошим психологом,- без этого в школе не обойтись. 

Я в семье педагог не одна. Моя старшая сестра вела русский и литературу. А учительские корни у нас от деда. Он создал в Сибири в татарском поселке школу. Был одновременно директором и муллой, за что его репрессировали и под Томском расстреляли. Он преподавал русский, арабский, латынь. Папа финансист, от него у меня любовь к математике. А в Туркмении семья оказалась в 30-е годы во время постройки Турксиба – железной дороги из Сибири в Среднюю Азию. Потом война. Папа был командиром минометного расчета, дошел до Берлина. Награжден Орденом Красной Звезды и Орденом Отечественной войны первой степени, медалями « За  отвагу», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг», «За освобождение Праги», «За освобождение Варшавы». В этом году к 80-летию Великой Победы внучка сделала фотоальбом, посвященный моему отцу – герою войны. Вернувшись с фронта, пошел в торговый техникум. Прошел ускоренный курс обучения и стал руководить Сберкассами. Под его началом было 18 Сберкасс.

 

Я двенадцать лет на пенсии. Имею звание «Ветеран педагогического труда». Продолжаю обучать математике ребятишек на дому: родных внуков, детей знакомых и деток своих бывших учеников. У меня троек внуков, старшему  25 лет. Еще двое: мальчик в 9-м и девочка в 4-м классе. В Орехове живут мои брат и сестра. С тех пор, как заболел супруг, мы тоже перебрались сюда из Дрезны, чтобы помогать друг другу. Я очень близко общаюсь со своими бывшими учениками и с одноклассниками: встречи, юбилеи, переписка в соцсетях.

В клуб «Активное долголетие» пришла два года назад. Соседка по дому много рассказывала, а потом и привела. Здоровье у меня не очень, поэтому сразу пошла на гимнастику на стульях. Потом была бодиперкуссия, затем уже творческий коллектив бодиперкуссии  «Ритм». Ведет Таисия Алексеевна Ярошенко (наша красавица Тая). Сейчас ездим с выступлениями. Нейрогимнастика развивает память, что в нашем возрасте очень нужно. Интересна психология – ведет Елена Алексеевна Корчагина, массажи, экскурсии, — одним словом мы здесь живем очень активной жизнью. Моя даже заблистала новыми красками. До клуба я была ограничена в общении со сверстниками. А в «Долголетии» совершенно иной мир — как остров, где собираются еще деятельные по натуре люди, но которым свою деятельность уже негде применить. Здесь поражает дух равенства и братства, как нас когда-то учили. Возьмем нейрогимнастику. В группе 28 человек, все друг друга знают. Если кого-то нет на занятии, уже беспокоимся, не случилось ли чего. Замечательные преподаватели, энергичная заведующая Светлана Михайловна Жильцова. Совершенно не кабинетный руководитель – всегда в гуще народа, на всех мероприятия.

Каждый день нас здесь встречают улыбкой. Здесь царят мир, любовь, дружба и доброжелательность. В каждом из нас раскрываются таланты, о которых раньше и не подозревали. Большой выбор для творчества. Я, например, всю жизнь хотела танцевать, но времени катастрофически не хватало. Здесь наконец начала. Немного позанималась, но моему сердечку нагрузки противопоказаны. Но хотя бы попробовала! Все воплотилось в коллективе бодиперкуссии «Ритм». Сошлось все: и желания и возможности. Это нравится мне как участнику «Активного долголетия» и моим родственникам. Я рассылаю видео с нашими выступлениями далеко живущим родным. Они в восторге.

В День учителя поздравляю всех педагогов с нашим профессиональным праздником. Учитель остается учителем всегда. А молодым посоветую: даже обладая большим багажом современных знаний, советуйтесь с вашими более возрастными коллегами. Пользуйтесь накопленным годами опытом, который позволяет глубоко понимать и раскрывать детей, да и молодых учителей тоже. Наставник — он не над тобой, а вместе с тобой. Особенно хорошо, когда в школу возвращаются бывшие ученики.  Дайте друг с другом советоваться, связывать ниточки доверия с родителями, учиться работать в коллективе. Желаю всем быть не только сильными предметниками, но надежными друзьями детям, мудрыми психологами, просто хорошими людьми!