Сейчас в эфире

Коррекционно-развивающие программы доступны для детей с задержками речевого развития в соццентре «Орехово-Зуевский»

134

Сегодня отмечается Международный день логопеда. Логопеды и дефектологи помогают детям и взрослым с различными проблемами в области речи, психики, интеллекта, поведения и социализации.

Задержка речевого развития — одна из распространенных сегодня проблем у детей дошкольного возраста и с каждым годом число таких ребят растет.Чаще всего у дошкольников встречается диспраксия — нарушение слоговой структуры слова, а также речевая слуховая агнозия — нарушение фонематических процессов и, как правило, ребята приходят с нарушениями замены звуков и слоговой структуры, то есть могут произносить только один слог «со» вместо целого слова «собака». Кроме этого, все чаще специалисты работают с нарушениями восприятия и понимания речи. Комплексная работа проводится на базе детского реабилитационного отделения комплексного центра «Орехово-Зуевский» в городе Куровское.

Занятия проводят учителя-дефектологи с детьми дошкольного и школьного возраста в двух форматах — индивидуальном и групповом. На групповых занятиях ребят объединяют по уровню речевого развития. На сегодняшний день, нарушение слоговой структуры слова встречается у каждого второго ребенка, посещающего наше отделение, — рассказывает учитель-дефектолог Светлана Сергеевна Кошевская, — поэтому сначала мы работаем над базой: речь, слух, восприятие и подражание, а затем постепенно выводим на слоги, слова, фразы и уже затем на полноценную речь.

Артикуляционная гимнастика — базовый этап, с которого начинается любое занятие, чтобы в дальнейшем облегчить дефектологу работу со звукопостановкой. У каждого упражнения есть своя определенная ассоциация – язык «вправо-влево» ассоциируется с работой часов, а при выполнении упражнения «парус» у ребенка появляется ассоциация поднять язык вверх, схожая с поднятием паруса. Здесь специалисты используют также элементы биоэнергопластики, то есть соединения гимнастики для языка с движением кистей рук. Это хороший вспомогательный элемент, так ребенок наглядно понимает, как работают мышцы лица и артикуляционного аппарата.

Такие занятия очень помогли трехлетней Ариане год назад. Сначала она посещала психолога, а затем стала заниматься и у дефектолога. У ребенка была нарушена слоговая структура слова и речевое дыхание, но при этом мыслительные процессы полностью в норме. При этом девочка говорила только слогами, например «си» вместо «синий». Спустя год занятий она начала ходить в обычный детский сад. В социальный центр приходит только два раза в неделю, уже говорит целыми фразами. Безусловно, еще есть над чем работать, но в целом ее уже можно отчетливо понимать, — рассказывает Светлана Кошевская.


Работа в отделении ведется в комплексе. Учителя-дефектологи Светлана Кошевская и Светлана Михалева «ведут» ребенка совместно с психологами, специалистами лечебной физкультуры, разбирают успехи, сложные случаи и над чем предстоит усилить работу. Индивидуальные и групповые занятия со специалистом проходят в игровой форме. Это оптимальный вариант для детей, поскольку в игре они лучше усваивают информацию.

На групповых занятиях ребята учатся представляться и приветствовать друг друга. В формате игры учатся следовать инструкциям взрослых, разбирают схему тела и учатся контролировать движения. Основной этап — это лексика, грамматика, звукопостановка и автоматизация звуков, а затем закрепление материала в игровой форме. Специалисты всегда чередуют формы работы: в движении и спокойном состоянии, поскольку у ребят с задержкой речевого развития, как правило, низкая концентрация внимания, поэтому им необходима частая смена деятельности.

«В последние годы мы все чаще слышим, что неговорящий в 2,5-3 года ребенок – это вариант нормы, что в этом нет ничего страшного, нужно немного подождать, и речь появится. На самом деле, такой подход не верен. Существуют физиологические нормы правильного речевого и психического развития, и очень важно отслеживать их соблюдение с самого рождения ребенка и не тянуть с обращением к специалистам. Только в этом случае он сможет гармонично и полноценно развиваться, — заключила заведующая отделением Галина Буталова.

Обратиться за помощью можно по телефону реабилитационного отделения: 8 (496) 411-17-70, либо по адресу: город Куровское. улица Коммунистическая, дом 48.