Сейчас по реке Клязьме, на которой стоит Орехово-Зуево, не ходят грузовые и пассажирские суда. Но так было не всегда.О Клязьме XIX века, как о водном пути для сухогрузов и пароходов, рассказывает участник Морозовского клуба, краевед Александра Бирюкова.

До 1917 года река Клязьма служила границей в пределах нынешнего города между Московской губернией и Владимирской. Поселения на ее берегах – Зуево, Орехово, Никольское, Дубровка жили ею. Сначала это было рыболовство, потом ее вода стала нужной для текстильных фабрик. Служила она и для транспортировки грузов. Жители пользовались ее водой и как питьевой, так и для хозяйственных нужд. В настоящее время – это водная артерия, которая делит наш город на две части.



На сайте Владимирского краеведения можно прочесть, что расцвет клязьминского судоходства пришелся на вторую половину XIX века.
 

По реке на барках, грузоподъемностью до 250 тонн, активно перевозили различные грузы. До 1885 года на Клязьме можно было еще наблюдать бурлаков, тянущих эти самые барки. Позднее по реке пошли буксирные и пассажирские пароходы. Но уже к концу XIX века Клязьма стала мелеть, суда ходили в основном в низовье только до Коврова, а до губернского города Владимира они добирались лишь во время половодья.



В 1919 году, как и раньше, наша Клязьма была судоходна. Морозовы, а потом Правление объединенных фабрик арендовало в Вязниковском управлении водного транспорта пароход «Роса» с тремя баржами. Первоначально они использовались для перевоза более 6000 рабочих фабрик, живших в Зуеве, на место работы и обратно во время ледохода и паводка, когда наплывной мост у фабрик приходилось разбирать. Принцип перевоза указывается в статье. По окончании паводка баржи использовались для перевозки дров, очевидно, с лесных дач, что были у Морозовых во Владимирской области.