Послевоенное поколение ореховозуевцев помнит, какой фурор в 1956-м (в кинотеатре «Художественный») произвёл на местных зрителей фильм режиссёров Феликса Миронера (он же и автор сценария) и Марлена Хуциева «Весна на Заречной улице». В нём была одна из лучших ролей народного артиста Николая Рыбникова. Лента снималась на Одесской киностудии. Лёгкий, солнечный, жизнерадостный фильм.

Приятно, что к этой картине «приложил руку» и наш земляк, выпускник московского государственного института кинематографии, Геннадий Степанович Никитин. В съёмочной группе фильма он работал оператором вместе с Петром Тодоровским и Радомиром Василевским.

                             

Этому фильму Никитин посвятил около трёх лет своей жизни. Все в съемочной группе были молоды, примерно одного возраста, прекрасно понимали друг друга. И работа шла легко и весело…

Кто такой оператор в кино? Специалист, управляющий киносъёмочным аппаратом, с помощью которого записывают движущееся изображение на киноплёнку. Создание атмосферы, передача актёрского мастерства зрителю, реализация стиля и жанра картины — это есть операторская работа. Лучшие работы операторов считаются достижениями киноискусства. Кинооператор создаёт изобразительное решение фильма совместно с режиссёром и художником. Грандиозная популярность кинокартины «Весна на Заречной улице» состоялась благодаря режиссёрам Феликсу Миронеру и Марлену Хуциеву, операторам  Петру Тодоровскому, Радомиру Василевскому и нашему земляку Геннадию Никитину, а также художнику-постановщику Василию Зачиняеву. Особый настрой фильму добавила и песня на стихи Алексея Фатьянова, и музыка Бориса Мокроусова.

                                            

Большая часть киносъёмок прошла на Украине, в Запорожье, где работали знаменитые на весь Советский Союз металлургические комбинаты «Запорожсталь» и «Днепроспецсталь». Сюда съёмочная группа прибыла поздней осенью 1953 года. Для правдоподобности образа киногероя  Николая Рыбникова актёра сразу отправили на завод, где он стал подручным сталевара и проводил у мартеновских печей по восемь часов в день.

Зима 1953-го выдалась «сиротской», почти без снега. А ведь по сценарию нужно было снимать вьюгу и заснеженные улицы. Планировалось снять несколько сцен со снегопадом. Миронер и Хуциев решили перевести съёмки в Новосибирск. Первыми со своей техникой уехали осветители и операторы Тодоровский, Василевский и Никитин, чтобы подготовить новую съёмочную площадку. Но только они покинули Запорожье — выпал снег! Режиссёры тут же отменили переезд остальной съёмочной группы. Какое-то время пришлось работать без специального оборудования. Для того, чтобы снять метель, в парке сгребли весь снег и лопатами кидали его на крутящийся винт специально пригнанного самолёта-кукурузника без крыльев и с пропеллером. Он крутил хлопья и создавал иллюзию настоящей метели.

После фильма, ставшего лидером кинопроката, более тридцати советских городов захотели иметь свои «Заречные». Появилась«Заречная» и в Орехово-Зуевском крае. А в Орехово-Зуеве, где жил с родителями, сестрой и братом оператор фильма Геннадий Никитин,существует даже микрорайон с названием «Заречный».

Семья Никитиных долгое время проживала в самой старой части города – Зуеве, на улице 1905 г. в доме № 1 (разрушен в середине 90-х). Местные старожилы знали этот дом, недалеко от бывшего старого Зуевского рынка. Рядом находилось здание кинотеатра «Заря», построенного ещё до революции. Местная ребятня просто обожала его. Любил бывать в нём с друзьями и юный Гена Никитин.

                                                          

Семья Никитиных переехала в Орехово-Зуево из Саратовской области, где пережила раскулачивание. Местные жители уважали Степана Никитина (отца будущего кинооператора), как умелого фотографа и организатора новогодних праздников для детей. Он радовал детей и взрослых своим искусством. У него было собственное фотоателье, а помогала ему во всём супруга Зинаида Ивановна. В 1937-м братьев Никитиных арестовали по доносу. Определили долгие сроки заключения, которое они отбывали на строительстве Комсомольска-на-Амуре. Степан Яковлевич вскоре тяжело заболел и скончался, было ему чуть больше сорока. Родному дяде Геннадия Никитина Ивану Яковлевичу позже срок сократили вдвое, и он отсидел лишь «десятку». Вышел на свободу уже после войны, в Орехово-Зуево не вернулся, а поселился на Владимирщине.

Мама Геннадия Зинаида Ивановна после ареста мужа одна воспитывала троих детей и продолжала заниматься фотографией, приобщила к этому делу и детей. Фотоателье Никитиных  пользовалось популярностью среди земляков.А фотопортреты Зинаиды Никитиной ценились на уровне произведений фотоискусства. Одному Богу известно, как нелегко ей пришлось выживать, когда нет-нет да «из-под воротни» недобрые люди напоминали, что она жена «врага народа».

А каково было детям «врага»?                         

Средний сын Никитиных Геннадий, несмотря на непростую жизненную ситуацию,  после войны всё-таки окончил ВГИК. Стал кинооператором, членом Союза кинематографистов СССР. Реализовал навыки и умения, взятые от отца и матери. Ведь он, как оператор нёс ответственность за изобразительное решение фильмов и фотографическое качество изображения в них.

В 1960-1980-е гг. Геннадий Степанович Никитин участвовал в создании ещё нескольких художественных картин. Но лучшим из них он считал всё же «Весну на Заречной улице».

Довелось Никитину поработать и на студии документальных фильмов, здесь он снял несколько замечательных фильмов о животных.

В 1960-1980-е годы оператор-земляк проживал с семьёй в столице на улице Маршала Тухачевского, 22…

В завершение своего повествования о семье Никитиных хочу немного поведать о необычной судьбе старшей сестры оператора Никитина Галине.

Она родилась в 1924 году в Орехово-Зуеве. Когда отца арестовали,  Гале было всего двенадцать. Одно время ей, как дочери«врага народа», отказывали в поступлении в вузы страны. Но смелая и упорная девушка в 1947-м сумела попасть на приём к члену Политбюро ЦК ВКП (б), Председателю Верховного Совета РСФСР А.А. Жданову.

Как проходила беседа обычной орехово-зуевской девушки и одного из влиятельнейших партийных функционеров того времени, нам неизвестно. Но, видимо, польза от этой встречи для Галины была. Вскоре она поступила во Всесоюзную Академию Внешней торговли, на юридическое отделение. Успешно занималась научной работой, защитила две диссертации на соискание учёных степеней. Кандидат юридических и исторических наук Г.Никитина преподавала в МГИМО. Галину Степановну Никитину (1924-1982), выпускницу юридического отделения ВАВТ, кандидата юридических и доктора исторических наук считают первым советским израилеведом. В 1968 г. в издательстве «Наука» вышло её – первое в советской научной литературе – монографическое исследование истории и экономики государства Израиль: «Государство Израиль. Особенности экономического и политического развития».

Помните, историческую фразу «сын за отца не отвечает»? Как видно из судьбы Никитиных – детей «врага народа», они вопреки судьбе вышли в люди, состоялись как достойные личности. Светлая им память.

Евгений Голоднов