РАСКРЫТА ТАЙНА ИСТОРИЧЕСКИХ ФОТОГРАФИЙ ОРЕХОВО-ЗУЕВА

Альбом музея

После исследовательской работы А.Бирюковой над музейными альбомами с видами старого села Орехово и местечка Никольское установлено авторство фотографий. Теперь можно утверждать, что они принадлежат французам, братьям де Жонг.

В фондах городского музея имеется очень интересный экспонат – альбом фотографий Викуловской мануфактуры. В нем порядка 40 фото. Многие из них я использовала в своих публикациях, и поэтому мною опознаны места съемок. На каждой фотографии этого альбома есть 5 цифр, например, 65.604. Меня они всегда интересовали: что же это? Тайна этих цифр, и не только она, раскрылась этим летом после моего случайного знакомства с профессором Белградского Университета искусств Чедомиром Власичем. Он интересуется работами фотографического ателье «De Jongh Frères» («Братья де Жонг (Йонг), известного в Нейи, в Париже в конце XIX- начале XX веков.2 Вид на фабрики (ныне ул. Моисеенко)
Г-н Власич прислал мне два фото из вышедшего во Франции в 1896 году альбома «La Russie et les Russes» («Россия и русские»). Это было время политического сближения с Россией, когда французам особенно интересно всё русское.
На присланных фото – Никольская мануфактура «Саввы Морозова Сын и Кᴼ».

В текстах под фото описываются характеристики мануфактуры и ее заведений (фабрики, школы, больницы, богадельни и пр.), она сравнивается с промышленностью Руана или Бирмингема по своей величине. Кроме того, указывается и качественность ее товаров: «Сбыт текстильной продукции производится и в Центральной Азии и Китае, где русские ткани составляют серьезную конкуренцию тканям, изготовленным в Англии». А под фотографиями подпись, что они представлены «De Jongh Frères». Так я уверилась, что эти фотографы работали в Никольском.3   Цех Никольской мануфактуры
Более того, Ч. Власич определил несколько признаков работ этого ателье. Во-первых, фото делалось с негатива на стеклянной пластине. Во-вторых, их фотографии, как правило, были обрамлены двойным картонным паспарту, с закругленным углом, окруженным рельефной лентой в извилистом узоре (меандровый орнамент) и стилизованными пальметта в углах. Есть и фотографии, где на паспарту имеется название ателье золотыми буквами внизу под фотографией.
Есть еще один отличительный признак почти на всех фотографиях — это номер, дискретно начертанный или выгравированный на негативной фотографической пластине, который хорошо виден и на фотографии. Вот мы и пришли к тем загадочным цифрам на фотографиях из музейного альбома!4а   Номер на фото
Давайте рассмотрим фотографии. Паспарту – один к одному как у «De Jongh Frères». Номера также отпечатались на каждой фотографии.
У «De Jongh Frères» был особый принцип съемки портретов. Все фотографии делались на открытом воздухе с естественным светом с целью достижения равномерного освещения и равной видимости всех фигур. Группы часто располагались вокруг стола с важнейшей фигурой в середине, в соответствии с фламандско-голландской традицией групповой портретной живописи. На фото учителей Двухклассного начального Викуловского училища именно такое положение учителей: на открытом воздухе, у стола, а в центре главная фигура – священник, учитель закона Божьего. Или другое фото: Служащие Викуловской мануфактуры. Также сделано на открытом воздухе, в центре – управляющий мануфактурой Степан Никифорович Свешников.???????????????????????????????
В случаях более сложных или больших групп, где возникает необходимость показать более широкое пространство или другие живые существа или предметы, «De Jongh Frères» размещают камеру достаточно высоко на временном постаменте, чтобы захватить все сверху – так и на этом фото видно, что камера не на уровне земли.???????????????????????????????
Фотографии зданий или более широкие ландшафты «De Jongh Frères» делали часто с рядом человеческих фигур на переднем плане в качестве человеческого измерения, контрастирующих с размером здания. Это можно проследить и на наших снимках из альбома, например, Двора новой самоткацкой фабрики или Казарм в районе Крутого.
Из материалов Ч. Власича мне стало известно, что в 1893 году эти французские фотографы работали в Московской и Владимирской губерниях, в основном, снимая предприятия, принадлежащие разным ветвям семьи Морозовых. В следующем году они фотографировали рабочих в Тейково, в 1895 году — в Иваново-Вознесенске. Наш альбом датирован 1893 годом – на его обложке на французском языке подписано: «Manufactures Vicoul Marosoff et Fils. Nicolsky 1893».
Таким образом, несомненно, авторство фотографий в музейном альбоме принадлежит фирме «De Jongh Frères» из Нейи, Париж.
Для сведения: в Краеведческом музее г. Ногинска есть одна фотография де Жонгов, на которой изображены рабочие Богородско-Глуховской мануфактуры Захара Морозова.???????????????????????????????

Кто же такие де Жонги (Йонг)? История этой семьи фотографов изложена в книге Ч. Власича, посвященной их работам в Белграде в 1888 году, которую он любезно выслал мне. Очень кратко я ее изложу здесь.
Фотографическое ателье «De Jongh Frères» появилось в Нейи (Париж) в последние десятилетия XIX века. Оно принадлежало трем братьям — Эдварду, Фрэнсису и Огастесу де Жонг, потомкам известной швейцарской семьи фотографов. Коллекции фотографий, сделанные «De Jongh Frères», хранятся и экспонируются в Национальной библиотеке Парижа и музее «Д’Элизе» в Лозанне.10а Э. де Жонг
«De Jongh Frères» колесили как по Франции, так и другим странам: Австро-Венгрии, Сербии, Испании, Германии, Швейцарии и др. Снимали фабрики, жилые объекты, школы и пр. В Ватикане фотографировали Папский двор. В связи с такой бурной международной фотографической деятельностью они с 1889 года стали на своих паспарту размещать надпись: «Photographic Internationale, de Jongh Freres».12а  Росс. армия

 

 

 

В начале 1890-ых годов «De Jongh Frères» появляются и в России. Они делают массу фотографий офицеров Российской армии, по которым сейчас можно изучать историю военного костюма. На представленных фото: гренадеры, кирасир, казаки заТеречные, зауральский казак, солдат в походной форме, офицеры: полковник и вахмистр. В Национальной библиотеке Франции 96 фотографий из России, в том числе портреты наследника престола Николая II, Великих князей.13    Царская семья в Ливадии
В 1891 году «De Jongh Frères» отсняли в Крыму, в Ливадии фотографию — «Семья Императора России», на которой Александр III и его семья запечатлены в день серебряной свадьбы Александра III и императрицы Марии Федоровны. На этой фотографии 24 члена семьи Романовых, она часто воспроизводилась позже на открытках и принесла немало денег братьям де Жонг (Йонг). Кстати, именно надпись на фотографии российской императорской семьи доказывает, что были использованы промышленные стеклянные пластины Graffe и Jougla (первый указанный выше отличительный признак их фото).
В 1900 году фирма «De Jongh Frères» была участником Всемирной выставки в Париже. Международное жюри квалифицировало их фотографии как «представляющие собой истинное художественное выражение и отражающие личную оценку их авторов». Вполне возможно, что и наш альбом там был, тем более, что музейные работники утверждают (правда, не знаю, из каких источников это известно), что альбом готовился к Парижской выставке.14 Савва Тимофеевич Морозов

Фотографии Никольской мануфактуры из журнала «La Russie et les Russes», о которых говорилось выше, позволяют предположить, что и Саввинская мануфактура отснималась также тщательно, как и Викуловская.
Зная, что я работаю над фотографиями, принадлежащими фирме де Жонг (Йонг), Морозовский клуб мне передал электронные копии фотографий Саввы Тимофеевича Морозова и его жены с первенцем, где на одной из фотографий Саввы Тимофеевича стоит тот самый номер – 65.417, который подтверждает авторство «De Jongh Frères». На фото жены с сыном Тимофеем номера нет, но явно видно, что фотографии делались в одном месте, в один день. Эти фотографии, на мой взгляд, говорят о высокой амбициозности Саввы Морозова в свой 31 год. Не всякий решится, а он приглашает фотографов, снимавших в прошлом году царскую семью, сфотографировать его и его семью! То есть уже тогда С.Т. Морозов стремился к более высокому положению, чем рядовой, пусть и богатый купец. Уже тогда у него были мысли о социальном переделе власти, но это уже другая тема.

14а Зинаида Григорьевна Морозова с сыном

А. Бирюкова.

Использованы материалы книги
Ч. Власича «De Jongh Frères» á Belgrade en 1888.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>